Становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации. Ориентируясь на ученика и потребности общества, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. Таковым является профильное обучение на старшей ступени школы.
Профильное обучение имеет своей целью помочь ученикам в подготовке и выборе будущей профессии, а соответственно и реализации себя как профессионала. За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.
Для формирования у школьников готовности к обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения ежегодно психологами Учебно-методического центра проводится комплексная работа по изучению образовательных потребностей
учащихся девятых классов.
В 2013-14 учебном году, анализируя анкеты девятиклассников, получены следующие результаты:
— самый привлекательный предмет – биология, ее выбрали 41% учащихся;
— следующая по рейтингу область знаний – обществознание, набравшее 38%;
— на третьем месте — математика, с 37%.
Самый низкий рейтинг у таких предметов, как технология (13%), физика (19%) и литература (21%).
Большинство девятиклассников (56%) планируют продолжить обучение в 10 классе, и после окончания школы 83% из них планируют продолжить обучение в ВУЗе.
В будущем ребята связывают свою профессию с такими областями, как армия и полиция, набравшие самый высокий рейтинг 18%, затем идут техника, производство, материальные технологии (17%), медицина (14%), экономика, организация и управление (12%).
Что касается выбора девятиклассниками профильного класса, то здесь выявляется несоответствие между выбираемой в будущем профессией и обучением в профильном классе. Самый высокий рейтинг у социально — гуманитарного профильного класса (28%). А у таких профильных классов как оборонно-технический 6%, у физико-химического 5%, у физико-математического 9%, хотя многие учащиеся хотели бы связать свою жизнь именно с техническими специальностями.
Вероятно, есть необходимо более глубоко проанализировать данную ситуацию и принять эффективные решения.