Выбор профессии школьником только на первый взгляд представляется одномоментным действием в принятии решения. На самом деле, он осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». Другими словами, выбирая профессию, человек использует знания и представления в целом об отраслях экономики, предприятиях, рынке труда, а так же учитывает свои личностные особенности и интересы.
Ежегодно учащимся восьмых классов предлагается пройти диагностику на определение своих профессиональных интересов и склонностей. В 2016 году 447 восьмиклассников, или 84% , приняли участие в профессиональном тестировании.
В результате полученных данных следует отметить общую положительную тенденцию. Во-первых, уменьшилось в два раза количество учащихся, у которых отсутствует интерес к профессиональной деятельности. А, во-вторых, ребята стали больше интересоваться профессиями вообще, и в частности, социально-значимыми, такими как медицинский работник (рост составил 62%) и педагог (рост – 56%).
По привлекательности видов деятельности на первое место, как и в прошлом году, вышли «физкультура и спорт» (53%). На втором месте стоят «военные специальности» (39%), и тройку лидеров замыкает «право» (34%). В прошлом году на третьем месте, кроме «право» были «сфера обслуживания и торговля», «химия» и «сценическое искусство».
Аутсайдерами в 2016 году оказались такие виды деятельности, как геология (10%), транспорт (11%), строительство (13%) и учебный предмет – математика (13%).
Анализируя полученные данные, мы обратили внимание, что в среднем один восьмиклассник сделал семь выборов из двадцати девяти предложенных. В целом, это несколько завышено, но, всё-таки близко к норме. Однако есть такие ребята, выбравшие до двадцати видов деятельности. Это говорит о несформированном профессиональном интересе. В данном случае необходима индивидуальная диагностика и консультация психолога.