Профессиональное анкетирование учащихся межшкольного медицинского класса МОБУ ДО «Учебно-методический центр»

 

Профессиональная диагностика учащихся межшкольного медицинского класса МОБУ ДО «Учебно-методический центр» проводилась в период с 16.09.2021 по 28.09.2021. Цель проведения профессиональной диагностики – это оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Главная задача профессиональной диагностики заключается в поддержке профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В ходе проведения профессиональной диагностики специалисты МОБУ ДО УМЦ:

  • получили непротиворечивые данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • показали возможности диапазона вариативности выбора профильного обучения на старшей ступени, выстраивания индивидуального образовательного маршрута.

Учащимся был предложен комплекс тестов из психодиагностической методики «Профиль».

Семьдесят учащихся межшкольного медицинского класса (81% от общей численности) прошли анкетирование по опроснику профессиональной готовности (ОПГ) Л.Н. Кабардовой. Опросник основан на принципе самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных умений, своего личного опыта и отношения к задаваемому виду деятельности в своей будущей профессии. Методика позволяет получить информацию о наличии и возможном сочетании у испытуемого профессионально-ориентированных умений и навыков в определенной профессиональной сфере.

Анализ опросников учащихся межшкольного медицинского класса показал, что профессиональный выбор 79% школьников соответствует их склонностям и интересам (рисунок 1). В данную группу можно отнести школьников, профессиональная сфера которых «человек – человек» и «человек – природа». Профессиональная сфера «человек-человек» включает в себя профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка). Профессии этого типа предполагают наличие таких качеств, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других и т.п. К профессиональной сфере «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар). Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости, выносливости и терпеливости.

Рисунок 1 – Профессиональная сфера интересов учащихся межшкольного медицинского класса МОБУ ДО «Учебно-методический центр»

Для учащихся со сферой профессиональных интересов «человек – техника» и «человек – знаковая система» необходимо скорректировать индивидуальный образовательный маршрут (14% опрошенных). Профессиональная сфера «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств. Профессиональная сфера «человек — знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, со звуковыми сигналами. Учащиеся, имеющие подобные профессиональные склонности, также могут связать свою будущую деятельность  с медициной, но должны сосредоточить свои интересы на профессиях, связанных с наладкой оборудования, созданием новых устройств и механизмов для медицины, медицинской статистикой и экономикой. Для построения успешного образовательного маршрута данной группе учащихся рекомендовано параллельно с медицинским классом посещать информационно-технологический или экономический для получения необходимых им знаний и навыков.

Оценка показала, что 7% учащихся выбрали профиль «медицина» без ориентации на свои склонности и интересы. Это учащиеся с профессиональной сферой «человек — художественный образ». В данном случае школьникам рекомендовано пересмотреть выбор профиля, так как их способности связаны в большей мере с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу.

Проведенное анкетирование показало, что у 79% опрошенных присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь, потому что определились, чего хотят достигнуть. 21% опрошенных учащихся межшкольного медицинского класса относятся к категориям «неопределившиеся» или «находящиеся в состоянии выбора» (рисунок 2).

Рисунок 2 – Профессиональное самоопределение учащихся межшкольного медицинского класса МОБУ ДО «Учебно-методический центр»

 

Для неопределившихся учащихся была проведена дополнительная диагностика с использованием методики исследования профессиональной идентичности МИПИ. Данная методика позволяет определить статус (уровень развития) профессиональной идентичности человека.

У десяти школьников было выявлено неопределенное состояние профессиональной идентичности, которое характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Такой статус бывает у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии и нуждаются в дополнительной профориентационной работе. С данными школьниками в дальнейшем будут проведены дополнительные психологические консультации педагогом-психологом МОБУ ДО «Учебно-методический центр».

На втором этапе профессионального анкетирования проведена диагностика качеств личности Р. Кеттела, модификация А.Г. Гревцова. Опросник Р. Кеттела применяется для оценки личностного потенциала свойств, стрессоустойчивости, способности к творчеству, особенностей коммуникации, склонности к риску, уровня тревожности. В данной диагностике приняли участие 61 учащийся межшкольного медицинского класса МОБУ ДО «Учебно-методический центр» (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Охват диагностикой качеств личности учащихся школ Арсеньевского городского округа

Согласно Р. Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Проведенная диагностика качеств личности позволила построить усредненный портрет школьника, посещающего медицинский класс (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Усредненный портрет учащегося медицинского класса МОБУ ДО «Учебно-методический центр»

 

Из рисунка видно, что у школьников наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и напряженности. Для решения данной проблемы МОБУ ДО «Учебно-методический центр» планирует провести ряд психологических тренингов для учащихся межшкольного медицинского класса по повышению стрессоустойчивости. В случае необходимости будут организованы индивидуальные консультации с педагогом-психологом.

Еще одной проблемой можно считать зависимость школьников от мнения группы. Данный фактор влияет, как на профессиональное самоопределение, так и на индивидуальное поведение школьников.

Проведенное профессиональное анкетирование учащихся межшкольного медицинского класса МОБУ ДО «Учебно-методический центр» позволит специалистам скорректировать профориентационную программу для данного класса, выводы тестирования будут учтены при организации психологических тренингов и профессиональных проб.

admin