«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», — пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать совсем маленьким детям. Но вот благополучно миновали девять лет школьной жизни, неумолимо надвигается итоговая аттестация, а сакраментальное «Кем быть?», «Как поступить: пойти учиться в колледж (лицей) или остаться в школе, и тогда какой профиль выбрать?» все сильнее тревожит душу и разум старшеклассника и его родителей.
Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст та или иная профессия.
Конечно, в такой ситуации очень востребована помощь подросткам со стороны педагогов, психологов и родителей.
Ежегодно, в апреле, психологи МОБУ УМЦ проводят анкетирование по изучению образовательного запроса среди учащихся девятых классов всех школ города.
В 2015 году в мониторинге приняло участие 373 девятиклассника, и были получены следующие результаты.
В этом году уменьшилось количество неопределившихся ребят. Так в 2014 году их было 24%, а в этом – всего 9%. Возросло до 34% число девятиклассников, желающих продолжить обучение в колледже, лицее, в прошлом году таковых было – 20%.
У девятиклассников, планирующих продолжить обучение в школе, наиболее популярен физико-математический профиль (19%), химико-биологический (16%), а вот социально-гуманитарный существенно понизил свой рейтинг и с 28% в прошлом году спустился до 10% в этом.
Далее ребятам, предложено ответить, с какой областью знаний они хотели бы связать свою профессиональную деятельность. И в лидерах оказались – медицина (13%), техника, материальное производство (12%) и информационные технологии (10%). В прошлом году в лидерах были армия, полиция (18%).
А какие элективные курсы выбирают девятиклассники? Совпадает ли выбор элективного курса с профессиональными планами? И вот как ответили школьники: 31% посещали курсы по математике, 20% обучались в техническом классе, 18% — в медицинском.
Изучение образовательного запроса не было бы полным, если бы мы не предложили учащимся высказать свои пожелания относительно элективных курсов. И наибольшее количество желающих хотели учиться программированию (5%), затем, набрав по 3%, вышли правоведение, иностранные языки и искусствоведение.
Подведен итог мониторинга по изучению образовательного запроса и можно сделать вывод: растет количество учеников, желающих получить высокотехнологичные профессии, необходимые для динамично развивающейся российской экономики.